2.jpg…Зимним вечером, на заснеженной дороге появился одинокий путник. Он собирался навсегда удалиться от мира. Путь привёл его к пограничной заставе, начальник которой понял, что пришедший старец – мудрец, и попросил оставить какие-нибудь записи своего учения. Всю ночь при тусклом свете загадочный человек наносил письмена на бамбуковые дощечки, а с первыми лучами солнца скрылся.

В памяти людей осталось только его имя – Лао-Цзы, то есть Старый Учитель. Так он подписал свой трактат, переданный начальнику заставы. Но неудивительно, что это творение родилось в дороге, на пересечении путей. Само за себя говорит его название – «Дао Дэ Дзинь», то есть «Трактат о пути и добродетели». По сей день изложенные в нём идеи будоражат кровь, а попыткам разгадать тайну личности автора несть числа.

Время появления учения можно отнести к V веку до н.э. Вероятнее всего, Лао-Цзы – это прозвище, а настоящим именем мыслителя было Ли Эр. В жизнеописаниях реальные факты причудливо переплетаются с фантастическим вымыслом. Его матерью считали волшебную Нефритовую Деву, которая 81 год носила его во чреве. Родился мыслитель седым старцем, о его появлении на свет возвестила необычайно яркая комета.

Однако некоторые эпизоды жизни Лао-Цзы выглядят вполне достоверными. Он служил хранителем архива при дворе императора и даже давал советы власть имущим. Но упадок в государстве навёл философа на грустные размышления. Высказанные им идеи вызвали недовольство сильных мира сего. В результате мыслитель решил оставить службу и прекратить всякие контакты с внешним миром. По пути к месту добровольного изгнания он и встретил начальника заставы, которому передал своё учение.

Уход Лао-Цзы также выглядит в жизнеописаниях весьма сказочным и таинственным. По преданию, он удалился верхом на быке в окружении фиолетового сияния. Этот цвет упоминается отнюдь не случайно, поскольку символизирует познание истины. На небе засверкала уже не комета, а неведомая звезда.

3.jpg

О Лао-Цзы размышляли последователи самых разных религиозных учений. Индуисты видели в нём десятое воплощение бога Вишну. В буддизме родилось предание, что после таинственного отъезда Лао-Цзы направился в Индию, где проповедовал своё учение. Встречаются упоминания о нём как об отце Сиддхартхи Гаутамы, ставшего впоследствии Буддой.

Исследователи находят в христианских источниках некоторые упоминания об учении Лао-Цзы. Оно представляется как простой, даже примитивный вариант тех идей, которые затем найдут воплощение в Евангелии. Христианский памятник Китая, известный как Несторианский камень, содержит надпись о некоем всаднике, восседающем на зелёной лошади. Очень возможно, что подразумевается как раз Лао-Цзы.

И, конечно, не мог быть оставлен без внимания тот факт, что загадочный философ был старшим современником молодого Конфуция. Древний историк Сыма Цяня оставил рассказ об их встрече. Оба мыслителя размышляли о добродетели (Дэ). Только у Конфуция идеалом был деятельный благородный муж, между тем Лао-Цзы проповедовал необходимость следования потоку, пути, который именовался Дао.

Это понятие стало ключевым в философии даосизма. Толкований у него огромное количество. Дао непостижимо - его нельзя увидеть, услышать, потрогать руками. Это одновременно начало и конец, причина и следствие, выбор и предопределённость. Многие стараются найти собственный путь, чтобы последовать своему истинному Дао. Старый Учитель оставил те мысли, которые помогут обрести себя. Но это под силу только ищущим правды и стремящимся к добродетели.