Человек может состояться в России, не зная ни одного стихотворения Пушкина. Ничего не зная о Платоне и Аристотеле, он весьма комфортно сможет чувствовать себя в Европе. Или, скажем, заработать миллионы в США, не прочитав ни одного философского трактата Бертрана Рассела. Но в Китае нет такой области, в которой можно добиться хотя бы малого успеха, не обладая элементарными знаниями основного философского учения китайского народа, а именно – без понимания сути Конфуцианства.

2_prev.jpg

Это философское учение нельзя отожествлять лишь со словами древнего мудреца Конфуция. Конфуцианство представляет собой целую систему политических и этических взглядов, которая стала национальной психологией и воплощением неписаных правил взаимоотношений в обществе.

Человеку, который планирует посетить Китай с деловой целью, следует прочитать произведение Конфуция «Лунь ой». Оно является основным и единственным творением древнего философа. Прочитав его, можно открыть глаза на многое в отношениях современных китайцев к повседневной жизни и деловой этики.

3_prev.jpg

Проповедь Конфуция имеет несколько утопический характер. Впоследствии Конфуцианство стало представлять собой общественно-политическую доктрину, вторая часть которой является теорией управления государством. И именно это теоретическое учение, совместно с Конфуцианством, проповедует важнейшие идеи, на которых основывается китайская политическая культура:

1. Государство – это важнейшая ценность для каждого человека. Китаец, даже если он недоволен чем-то в своем государстве, всегда будет стоять на стороне Китая, бояться его и видеть в нем своего самого надежного защитника.

2. Важнейшими характеристиками любого уважающего человека должны быть культура и образование.

3. Действия человека должны быть продиктованы четкими принципами, среди которых главные – это забота о младших, честность и искренность.

4. В обществе должна быть соблюдена строгая иерархия, в которой каждый выполняет свою функцию. Если в этом порядке происходит некий сбой, в мире может воцариться хаос. Иностранец, который несведущ в вопросах строгой социальной иерархии, может оказаться в глазах китайцев в невыгодном для себя свете. Не зная как обращаться с представителем той или иной социальной ступени, он нарушает иерархию и проявляет себя как «некультурное существо».

5. В обществе функционируют некие правила и ритуалы, которые нужно соблюдать. Они неуловимы, выучить их невозможно. Умение соблюдать эти правила отличает китайца от "варвара".

6. По отношению к своим согражданам нужно проявлять искренность. Обман и коррупция жестко наказываются. Китаец не живет исключительно своими интересами и не должен быть нечестен по отношению к другим гражданам страны. Однако во взаимоотношениях и иностранными гражданами этот благородный принцип, к сожалению, не всегда срабатывает.

7. Скромность и разумный достаток – принципы, которыми руководствуется китаец в повседневной жизни. По этой причине современные миллионеры в Китае ведут себя весьма скромно.

В последние годы в Китае возник новый вид предпринимателей – «конфуцианский бизнесмен». Такой человек проявляет себя интеллектуалом, знатоком культуры и истории. Он не только не обманывает своих соотечественников, но и придерживается искренней политики в сотрудничестве с иностранцами. Это течение получило особенную популярность на юге страны. Но далеко не каждый владелец малого или среднего бизнеса может назвать себя «конфуцианским бизнесменом». Прежде всего, признать его таковым должно общество. Но если в деловой беседе иностранный предприниматель назовет своего китайского партнера истинным «конфуцианским бизнесменом», это будет расценено как тонкий умелый и комплимент.