3.jpgИменно в Китае были изобретены порох, бумага, книгопечатание, компас. Если же говорить о памятниках архитектуры Поднебесной, то первое, что придет на ум большинству людей, будет Великая китайская стена. Мощное, невероятное сооружение, которое до сих пор поражает самим фактом своего существования, наряду с великими пирамидами. Но стена – не единственное, во что были вложены знания и умения китайских архитекторов.

Особое место в традициях китайского зодчества занимают пагоды – культовые сооружения, сама идея которых была заимствована в Индии, однако в традициях Китая эти строения имеют особый смысл. Строились пагоды в виде многоярусных башен, с большим количеством горизонтальных, с загнутыми вверх концами, карнизов. Их возводили на берегах уединенных озер, на вершинах гор, в комплексах монастырей и гробниц. Часто возведение пагоды символизировало какое то памятное или знаменательное событие. В своем описании мы затронем такой памятник китайского строительного искусства, как Железная пагода.

Расположена она при храма Ю Го. Это 13-этажное сооружение считается одной из центральных архитектурных достопримечательностей династии Сун и главным зданием города Кайфэн. Здание было построено взамен разрушенной от удара молнии деревянной пагоды в 1049 году, и до сих пор возвышается над стенами города на высоту более 50 метров. Несмотря на название, материалом для постройки этой (как впрочем и других пагод того периода) служил глазированный кирпич, причем при возведении строители использовали более 50 (!) его разновидностей.

1.jpgПри свете солнца поверхность кирпичей мерцала, придавая всему сооружению отблеск, благодаря которому пагода выглядела отлитой из металла, что и послужило появлению названия - Железная. Стены пагоды украшены изображениями львов, драконов, Будды, монахов и прочих символов. Под крышами, в межэтажных пространствах карнизов расположено более сотни колоколов, которые отвечают звоном на порывы ветра.

Несмотря на свой почтенный возраст, Железная пагода выстояла при многих землетрясениях и наводнениях. В 1846 году (в некоторых источниках – 1847год) разлив вод Желтой реки стер с лица земли весь город, а единственным выстоявшим зданием стала Железная пагода. В течении многих лет основание пагоды постепенно скрывалось под слоем ила, который приносили с собой воды разливавшейся Хуанхэ и в наши дни мы видим ее не в полном величии. Пагода открыта для туристов и все желающие могут попасть внутрь помещения и по винтовой лестнице подняться до самой вершины.

Единственное неудобство – проход по лестнице настолько узок, что по нему с трудом протискиваются даже миниатюрные азиаты. В 1961 году Железная пагода была внесена в перечень основных исторических и культурных объектов, находящихся под охраной государства, как одного из наиболее сохранившихся в первоначальном облике сооружений этого типа.

Автор: natalyv (Вохмина Наталья Валерьевна)